Ваш город:

Коммуникативная методика изучения иностранных языков

31 мар. 2017 г.
0
4816

Чтобы правильно выбрать методику изучения иностранного языка необходимо, прежде всего, определиться с задачами, которые вы преследуете. Кому-то нужно оттачивать деловой стиль общения, кому-то необходимо делать основной упор на грамматику, а кто-то просто хочет комфортно себя чувствовать в обществе иностранцев и уметь поддержать беседу. В последнем случае стоит рассмотреть вариант изучения иностранного языка по коммуникативной методике.

Коммуникативная методика изучения иностранных языков

Необходимость изучения иностранного языка может быть связана с профессиональной деятельностью, желанием обучаться за границей, подготовкой к путешествию или эмиграции. А кто-то просто стремиться к саморазвитию и хочет получить новые знания и навыки. В любом случае, перед будущим полиглотом в первую очередь встает вопрос: "Какой способ изучения выбрать?", ведь предлагаемые методики построены на разных принципах, и трудно заранее знать, какая из них подойдет именно вам.

Для того чтобы правильно выбрать методику изучения иностранного языка необходимо, прежде всего, определиться с задачами, которые вы преследуете. Кому-то нужно оттачивать деловой стиль общения, кому-то необходимо делать основной упор на грамматику, а кто-то просто хочет комфортно себя чувствовать в обществе иностранцев и уметь поддержать беседу. В последнем случае стоит рассмотреть вариант изучения иностранного языка по коммуникативной методике.

История возникновения коммуникативного метода

Предпосылки появления коммуникативной методики изучения иностранных языков появились в Британии в 60-е годы, когда английский стал приобретать статус международного языка. Те, кто обучался по традиционным методикам, на практике не могли полноценно применять свой багаж знаний. А все потому, что традиционная методика рассматривает язык не как средство коммуникации, а как цель и предполагает изучение преимущественно грамматики. Тогда и появился новый метод, ориентированный, прежде всего, на процесс общения в реальной жизни.

Коммуникативный подход, позволяющий быстро научиться пользоваться иностранным языком как средством выражения своих намерений и мыслей, быстро набрал популярность и примерно в середине 90-х стал активно применяться в России.

Основные принципы коммуникативного метода

Главная особенность коммуникативной методики – "погружение" в языковую среду без использования родного языка (языка-посредника). Этот способ трансформировался с течением времени, но важнейшие принципы по-прежнему сохранились. Среди них можно выделить:

  • Общение на иностранном языке с первого же занятия. Даже начинающие ученики с нулевым уровнем знаний уже после первого урока овладевают определенным набором несложных фраз. Считается, что это позволяет не только сразу привыкнуть к звучанию речи, но и предупредит появление языкового барьера.
  • Грамотная и беглая речь. Чтобы научиться говорить одновременно правильно и свободно с помощью традиционных методик, может уйти немало времени. Но коммуникативный подход компенсирует этот недостаток.
  • Современные пособия и практический материал. Содержание учебников не только максимально полезное для использования в реальных условиях, но и весьма интересное.
  • Следование трем стадиям обучения: "вовлечение", "изучение" и "активация". Соответственно на первой стадии ученик вовлекается в процесс обучения, например: участвует в интересной дискуссии, обсуждает картинку и пр. На второй – предполагается изучение грамматических аспектов и расширение словарного запаса. И на третьей – ученик закрепляет пройденный материал, выполняя различные упражнения.

Еще одна особенность коммуникативного метода, благодаря которой он во многом получил свою популярность, это минимальная необходимость заучивать правила, шаблонные диалоги и фразы. Все нужное постигается учеником самостоятельно в процессе живого общения.

Особенности процесса обучения

Кредо коммуникативной методики – "Обучение через общение", поэтому около 80% времени каждого урока отводится разговорным видам деятельности. Это могут быть ролевые игры, работа в парах, групповое общение, грамматические игры и пр. При этом обстановка на занятиях непринужденная и свободная.

Учащиеся часто разыгрывают реальные жизненные ситуации согласно изучаемой тематике. Они получают роли и соблюдают условия ситуации, но никакого плана диалога нет – все, как в реальной жизни. Таким образом, оттачивается навык спонтанной речи, характерной для бытовых ситуаций.

Коллективные дискуссии также являются обязательной составляющей уроков иностранного языка. Выглядит это примерно так: перед учениками ставится проблема, и каждый из них должен высказать свое мнение по отношению к ней. Преподаватель выступает в роли ведущего, все больше раскрывая тему и задавая наводящие вопросы.

Участие в подобных играх и дискуссиях позволяет преодолевать языковой барьер и формировать речевую самостоятельность. Иными словами обучающиеся лучше формулируют и выражают собственные мысли, не затрачивая при этом время на продумывание правильности употребления той или иной фразы.

Кроме живого общения между собой, учащиеся просматривают интервью, отрывки из телепередач и фильмов на изучаемом языке. Они могут получать задания не только перевести, но и озвучить просмотренный материал.

Преимущества и недостатки коммуникативного метода

Из явных преимуществ данной методики изучения иностранных языков можно выделить следующее:

  • быстрое преодоление языкового барьера и оттачивание навыков общения, как с другими учениками, так и с носителями языка;
  • к концу обучения ученик не только хорошо говорит на иностранном языке, но и превосходно воспринимает речь других;
  • нет необходимости заучивать материал;
  • никакой лишней нагрузки, например, в виде вводных уроков и экскурсов в историю;
  • в сравнении с другими подходами, обучение по этой методике интереснее и требует меньше временных затрат.

Если же говорить о недостатках коммуникативной методики, то:

  • некоторым ученикам трудно адаптироваться к занятиям, где практически не используется родной язык;
  • если группа большая, преподаватель не всегда успевает уделить достаточное количество внимания каждому ученику, что может негативно отразиться на эффективности обучения;
  • в силу индивидуальных особенностей характера не каждому под силу свободно (непринужденно) изъясняться даже на родном языке, не говоря уже об иностранном;
  • ученики могут правильно говорить и строить предложения, но часто не знакомы с самими правилами (знают "как?", но не знают "почему?").

Таким образом, можно сделать вывод, коммуникативный метод включает в себя именно прикладной аспект изучения иностранного языка. Обучающийся полностью погружается в языковой процесс, развивая умение поддерживать разговор, а также быстро и правильно излагать свои мысли. Однако если у вас нет так называемой "способности к языкам", то вам лучше всего выбрать другую методику, предполагающую заучивание информации.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Директор департамента госполитики в сфере воспитания, допобразования и детского отдыха Минпросвещения Наталья Агре
Экспертная группа, включающая российских деятелей искусства, совместно с представителями Минпросвещения РФ намерена определить перечень песен для обра..
Минпросвещения и артисты РФ подберут под каждый возраст песни для уроков музыки
24 янв. 2025 г.
0
533
Артем Метелев - председатель комитета Госдумы РФ по молодёжной политике
В Государственной Думе РФ раскрыли подробности законопроекта о борьбе с травлей в школах...
В Госдуме РФ рассказали о подготовке законопроекта о борьбе с травлей в школах
23 янв. 2025 г.
1
1314
Московский педагогических госуниверситет
Правительство Москвы запускает пилотную программу высшего образования по подготовке педагогических кадров для системы среднего профессионального образ..
Правительство Москвы внедряет программу по подготовке преподавателей профобразования
22 янв. 2025 г.
0
641
Оставить свой комментарий

Ваш город: