Ваш город:

Подтверждение квалификации после окончания колледжа

3 сент. 2019 г.
0
1728

Получение квалификационного свидетельства вместе с дипломом о среднем специальном образовании – требование современных условий рынка труда, призванное облегчить трудоустройство выпускников техникумов и колледжей.

Подтверждение квалификации после окончания колледжа

До недавних пор, когда не нужно было подтверждать свою квалификацию, выпускников колледжей отпускали «в свободное плавание» сразу после выдачи диплома. При этом даже тем, кто получил красный диплом, не всегда удавалось найти работу по специальности: на производстве их чаще всего переучивали – это в лучшем случае, а в худшем – находился «обоснованный» повод для отказа в приеме на работу.

Современному работодателю нужны опытные, квалифицированные кадры, а не новички, которых нужно сразу же приспосабливать к производственным условиям, выплачивая при этом зарплату. Учебные заведения готовят специалистов в соответствии с базовыми учебными планами, которые, к сожалению, сегодня по разным причинам имеют мало общего с производственными реалиями. Результатом таких нестыковок становится:

  • снижение производительности труда,
  • большое количество неустроенных молодых дипломированных специалистов, которым приходится искать работу либо не по специальности, либо на предприятиях, не предъявляющих особого требования к квалификации работников,
  • диплом, который превратился в формальный документ об образовании.

Чтобы решить эти проблемы, не так давно специалисты профильных ведомств обсудили проект по совмещению государственной итоговой аттестации выпускников ССУЗов и независимой оценки квалификации. В обсуждении принимали участие представители таких ведомств, как:

  • Национальное агентство развития квалификаций,
  • Министерство труда и социальной защиты РФ,
  • Комитет по образованию при Госдуме РФ,
  • Департамент государственной политики в сфере профобразования и опережающей подготовки кадров Министерства образования РФ,
  • Совет по профессиональным квалификациям.

Цель создания проекта и его итоги

На момент старта пилотного проекта ГИА-НОК (Государственная итоговая аттестация – Независимая оценка квалификации) предполагалось, что он должен сблизить теорию и практику, помочь молодым специалистам адаптироваться в профессиональной среде. Сами участники обсуждения называют главной целью проекта повышение производительности труда. Однако очевидно, что помимо повышения производительности труда проект способствует повышению компетенции выпускников средних специальных и высших учебных заведений, увеличивает их шансы на трудоустройство, быстрый карьерный рост и помогает укреплению социального статуса.

С другой стороны сближение профессиональной школы с работодателями позволяет выработать общие цели и достичь их с минимальными затратами. Статистика беспристрастна, и она говорит о том, что 91% работодателей считают, что сегодня у выпускников колледжей и техникумов недостаточно практических навыков и общих компетенций.

Совмещение ГИА и НОК значительно сократит путь молодого специалиста к профессиональному росту и повысит его конкурентоспособность на рынке труда. В более широком контексте такое совмещение означает переход системы профобразования к новым производственным стандартам.

В 2018 году в проекте приняли участие 242 студента, а в 2019 успешно прошли аттестацию НОК уже 1500 выпускников из 17 регионов страны, в которых прошла апробация. Внедрение НОК в систему государственной аттестации молодых специалистов обеспечит тесный контакт колледжей с работодателями, что предполагает одновременную адаптацию образовательной системы под современные производственные требования. Поэтому проект является, одновременно, оценкой существующих образовательных программ и перспективным планом для перехода на качественно новый уровень подготовки специалистов.

Некоторые финансовые аспекты

При подведении итогов апробации проекта обсуждались и финансовые вопросы. Не секрет, что Министерство образования и науки не располагает собственными средствами в достаточном количестве для внедрения перспективных разработок. Однако в случае с проведением НОК одновременно с ГИА ситуация немного другая. Дело в том, что в этом проекте напрямую заинтересованы как специалисты профильного ведомства, так и крупные работодатели: НОВАТЭК, РОСНЕФТЬ, АО «Ямалокоммунэнерго», АО «Атоммашэкспорт» и другие компании, которые не только приняли участие в апробации, но и подписали соглашения о трудоустройстве выпускников по итоговым результатам НОК.

Если верить официальным данным, для проведения одного квалификационного экзамена необходимо выделить порядка 6-8 тысяч рублей. На первый взгляд может показаться, что это небольшая сумма. Но если учитывать объемы и материальную базу образовательных учреждений, то можно понять, что даже такие затраты для колледжей, многие из которых не оснащены необходимыми техническими средствами – серьезное препятствие. Однако финансовое участие работодателей в проведении НОК устраняет эту проблему.

Интерес крупных производственных компаний к работе образовательных учреждений объясняется просто: они, как работодатели, заинтересованы в получении высококвалифицированных специалистов, которых имеют возможность выбирать лучших выпускников непосредственно в ходе профессиональной аттестации. Поэтому работодатели готовы взять на себя часть затрат на проведение НОК, и рассматривать эти расходы в качестве инвестиции в развитие предприятия. К тому же, такие расходы компенсируются за счет смягчения системы налогообложения.

Участники обсуждения проекта также затронули вопрос о перспективном снижении стоимости экзамена, что позволит сделать его доступным в будущем для всех выпускников, желающих получить диплом вместе с квалификационным документом.

Суммируем итоги

На сайтах объявлений о трудоустройстве уже сейчас работодатели чаще всего акцентируют свое внимание не на специальности по диплому, а на списке квалификационных требований, которые они предъявляют к соискателю. Повсеместное внедрение НОК позволит выпускникам ССУЗов документально подтвердить свою квалификацию сразу же после окончания обучения, что существенно увеличит их шансы на трудоустройство по специальности.

Молодые люди, получившие дипломы квалифицированных специалистов, должны быть уверены, что они будут востребованы в профессии. А руководители предприятий должны заниматься не "воспитанием" сотрудников, а вопросами повышения производительности труда, которые они смогут успешно решать при наличии квалифицированных кадров.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Совещание, посвященное приоритизации задач научно-технологической кооперации для достижения технологического лидерства РФ
Как сообщает Министерство науки и высшего образования РФ, сегодня глава ведомства Валерий Фальков и гендиректор корпорации «Ростех» Сергей Чемезов про..
О приоритизации задач научно-технологической кооперации для достижения технологического лидерства России
21 нояб. 2024 г.
0
27
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин на стратегической сессии «О качестве общего и профессионального образования»
В рамках прошедшей сегодня стратегической сессии «О качестве общего и профессионального образования» под председательством премьер-министра РФ Михаила..
Премьер-министр РФ заявил о необходимости повышения качества образования
19 нояб. 2024 г.
0
1012
Класс школы для одарённых детей.
В Минпросвещения России сообщили о том, что в каждом федеральном округе планируют открыть школы для одарённых детей. В РПЦ высказались за преподавание..
О школах для одарённых детей, преподавании церковнославянского языка и введении самбо в школах РФ
18 нояб. 2024 г.
0
1394
Оставить свой комментарий

Ваш город: