Прокурорская проверка обнаружила нарушения в процессе заключения трудовых договоров и сроков оплаты труда в Московском физико-техническом институте (МФТИ). А Московский институт физической культуры и спорта (МИФКИС) лишился госаккредитации наряду с приостановкой действия лицензий ещё у трёх вузов по решению Рособрнадзора.
Прокурорская проверка была инициирована после жалоб со стороны преподавательского состава МФТИ. В результате, было выявлено, что преподаватели получали заработную плату с задержкой. Также установили факты нарушения при формировании нагрузки педагогов вуза, заключении трудовых договоров с преподавателями, работающими по внешнему совместительству и другое. Генпрокуратура инициировала проверку после обращения Владимира Бурматова, депутата «Единой России».
По итогам проверки в отношении ректора вуза внесено представление. В данный момент оно находится на рассмотрении. Причиной проверки стала коллективная жалоба педагогического состава МФТИ. В числе прочих претензий преподаватели также заявили, что размер оплаты труда не соответствует наполняемости аудиторий.
По словам В. Бурматова, сложившаяся ситуация в сфере высшего образования свидетельствует о том, что Минобрнауки утратило над ней контроль в виду некомпетентности и непрофессионализма чиновников. Поэтому единственной возможностью для пострадавших остаются жалобы в адрес депутатов или в прокуратуру.
В нескольких вузах по факту обнаруженных нарушений Рособрнадзором было принято решение о приостановке действия лицензий. Речь идёт о таких учебных заведениях, как:
- филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета в Чайковске (ЧФ ПНИПУ),
- Высшая школа психологии,
- Ростовский социально-психологический университет (РСЭИ).
Кроме того, госаккредитации лишились МИФКИС и филиал Центросоюза РФ «Российский университет кооперации» в Брянске.
На период приостановки или в случае лишения госаккредитации учебное заведение сохраняет возможность оказывать услуги в сфере образования, но не имеет права выдавать документы выпускникам в соответствии с образцом Минобрауки РФ. Допускается выдача дипломов только по установленным самими вузами образцам.
Официальный комментарий МФТИ:
То, что выявила прокуратура, формально, конечно, можно назвать "нарушениями", но мы не понимаем, с какой целью господин Бурматов оперирует такими терминами, а главное, акцентирует внимание на двух формальных пунктах документов — вместо того, чтобы отметить фактические меры по улучшению условий, которые были приняты после инцидента с открытым письмом. Зарплаты преподавателям МФТИ в декабре прошлого года были увеличены на 30-40%, а на основании коллективных обсуждений были изменены не устраивавшие коллег пункты трудового договора.
Что касается так называемых "нарушений", довольно размыто обозначенных в сообщении, результаты следующие. Проверка зафиксировала случаи выплаты заработной платы на несколько дней ранее установленного срока. Отметим, что за последние годы в МФТИ не было случаев выплаты зарплаты после установленного срока. Однако вуз прислушался к предписаниям прокуратуры по унификации даты платежа. Что касается нагрузки, при проверке прокуратуры было обнаружено, что в нашем типовом договоре с преподавателями указана не педнагрузка, а размер ставки. При этом есть формула расчета, переводящая ставку в количество часов педнагрузки, и эта формула вынесена в локальный нормативный акт — внутренний приказ университета. Рассчитать итоговую нагрузку по этим двум документам не составляет труда. Однако по итогу проверки прокуратура предписала, чтобы объем педнагрузки был сразу вписан в договор в формате количества часов, и это было сделано. На этом выявленные прокуратурой нарушения вуза заканчиваются.
Хочется отметить, что никто, кроме господина Бурматова, с прошлого года не жаловался на условия преподавания в МФТИ. Администрацию вуза условия работы преподавателей волнуют не меньше, чем депутатов, именно поэтому в вузе в ноябре и декабре прошло несколько собраний с преподавателями при непосредственном участии представителей Минобрнауки РФ, где коллективно решались размеры окладов, вопросы нагрузки, а также вопросы развития университета и многое другое
Фото взято с сайта http://www.slavmeb.ru.