В рамках Всероссийской конференции по вопросам привлечения действующих работников IT-индустрии к преподаванию в системе профессионального и высшего образования по информационным технологиям, состоявшейся в НИУ ВШЭ, эксперты заявили о том, что специалисты-практики отказываются вести преподавательскую деятельность, а профильные дисциплины в вузах и ссузах отстают от стремительно растущих запросов индустрии.
Причинами нежелания квалифицированных специалистов-практиков в сфере IT-индустрии преподавать эксперты Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) называют низкую оплату труда и бюрократические сложности.
По расчётам Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), IТ-индустрии через 5 лет дополнительно потребуется 120 тысяч квалифицированных работников в год.
По информации, предоставленной пресс-службой Института образования НИУ ВШЭ, Кирилл Зиньковский, глава Центра финансово-экономических решений в образовании, отметил: «Оказалось, что три четверти IT-специалистов сталкиваются с трудностями в совмещении основной и преподавательской работы. Большинство из них (68%) назвали главной проблемой низкую оплату труда. На втором месте с примерно равными результатами – излишняя бюрократия при трудоустройстве, необходимость разбираться с методической документацией, негибкий график и большая нагрузка. Интересно, что о низком качестве или нехватке аппаратуры упомянули всего 5%».
Подобное видение ключевых проблем продемонстрировали также и результаты опроса экспертов в образовании. 88% респондентов, представляющих сферу высшего образования, и 94% представителей среднего профобразования (СПО) также отметили главным барьером неконкурентную оплату труда. При этом если 48% «профильных» участников опроса считают, что нанять хорошего IT-эксперта в вузах «скорее сложно», то 58% респондентов из сектора СПО полагают, что то же самое сделать в колледжах – «очень сложно».
В ходе конференции Ирина Абанкина, заслуженный профессор НИУ ВШЭ, и Анна Вавилова, ведущий эксперт Центра финансово-экономических решений в образовании, выступили за изменение федеральных законов таким образом, чтобы образовательные организации и компании имели возможность полноценно сотрудничать в рамках сетевых образовательных программ. Некоторые предложения в этой части уже были приняты государством.
Кроме того, эксперты НИУ ВШЭ рекомендовали снять ограничения, не дающие возможность привлекать практиков к преподаванию, и ввести новые должности – «профессор практики» и «доцент практики» – приравняв их по ряду аспектов (среди которых оплата труда и достижения) к «классическим» – профессорам и доцентам.
Эксперты также предложили разработать методические рекомендации для вузов и ссузов, нацеленные на привлечение IT-специалистов, и обозначить обязательные доли преподавателей-практиков во ФГОСах.