Ваш город:

Как повысить эффективность обучения: рабочие советы

21 июн. 2024 г.
0
1247

Делимся советами для тех, кто хочет повысить эффективность обучения. Подробно расскажем какие шаги помогут добиться желаемых результатов.

Как повысить эффективность обучения: рабочие советы

Способность учиться помогает во многих сферах жизни. Рассказываем, как повысить эффективность обучения самому, от чего она зависит и какие методы работают лучше всего. Пару советов можно взять на заметку для детей и подростков.
Из материала вы узнаете, почему заучивание наизусть не помогает, зачем ставить промежуточные цели и как лучше вести заметки — от руки или в электронном виде.

Установка четких целей и планирование

Планирование особенно пригодится при самообразовании, когда подгонять придется самого себя. Цель и составленная программа будут мотивировать и напоминать, ради чего вы учитесь.

Четкость целей

Желания учиться недостаточно. Целеполагание мотивирует и сфокусироваться на результате. Возможностей вокруг много, в них легко запутаться и почти сойти с ума. Но если вы не до конца понимаете, зачем идти на новый курс, вы рискуете быстро сдуться. 

Эффективная цель — измеримая, конкретная и достижимая. Укажите, какими навыками хотели бы обладать, и добавьте временные рамки. После выполнения необходимых задач вы должны получить результат — это цель.

Примеры:

  • за три месяца научиться писать код;
  • за восемь месяцев перейти на уровень Intermediate в английском;
  • за два года стать кулинаром; 
  • за два месяца освоить навык слепой печати и тратить на работу 6-7 часов в день вместо 8.

Планирование действий

План — маршрут, по которому нужно двигаться для достижения цели. Вы сможете распределить время и ресурсы и четко увидеть, почему выбранные действия важны для получения результата.

Задачи можно ставить без привязки ко времени или прописывать их с конкретным сроком. В первом случае вы ориентируетесь на освоение навыка.

Разберем на примере. Человек захотел получить профессию SMM-специалиста, пока параллельно работает в офисе. Поставил срок в год для плавного вхождения в сферу.

Какие этапы получится выделить:

  • за неделю найти подходящий курс или индивидуального наставника;
  • за 6-7 месяцев пройти обучение;
  • за неделю составить портфолио и резюме;
  • за месяц найти первых заказчиков.

Этапы можно дробить на мелкие задачи — расписать подробнее, сколько времени будет затрачено на освоение нового навыка.

При необходимости меняйте цели и планы. Не будьте диктатором по отношению к себе. Сохраняйте спокойствие, если что-то пошло не так: если выполните 50-80% всех задуманных планов — это уже классный результат.

Эффективное управление временем

Чтобы успевать учиться и жить, стоит построить график: выделить приоритеты и оставить время для отдыха.

Приоритизация задач

Когда дни и месяцы расписаны, сложнее отклоняться от намеченной цели. Но трудно определить, какие задачи важнее других. 

Как расставить приоритеты в обучении:

  1. Отделяйте срочное от важного
    Вы хотите пойти в автошколу и пройти курсы повышения квалификации. Обе задачи важны, но через полгода сентябрь, а вы планировали научиться водить и возить ребенка в школу и на кружки. Нынешний доход и положение на работе вас устраивают, даже если в ближайшие полгода не будет изменений. В приоритете остается автошкола.
  2. Разделяйте задачи с одинаковым приоритетом. Можно руководствоваться личным интересом, желанием и т.п. 
    Копирайтер хочет научиться делать лендинги и писать посты в социальные сети. Обе задачи равносильны и важны для него — просто разные навыки. Но он выбирает первым делом научиться писать лендинги: исходит из будущего гонорара и любви к формату текста.
  3. Отказывайтесь от хороших, но ненужных задач. Нормальная практика пересматривать приоритеты, чтобы оставаться на верном пути.

После обучения новой профессии у вас стоит задача узнать, как составить резюме. Но времени не остается: вы уже работаете с клиентами, которые приходят по сарафанному радио. На данный момент можно отказаться от составления резюме и вернуться к нему, когда будет время. Заодно укажите в нем проекты, с которыми удалось поработать.

Указанные принципы планирования можно применять ко всем сферам жизни и продумывать дни, недели и месяцы. 

В процессе обучения хочется всё успеть, но не забывайте про сон, прогулки на свежем воздухе и правильное питание. Всё это улучшает самочувствие, а значит, вы сможете быстрее усваивать материал.

Техники управления временем

Времени всегда не хватает, но на самое важное его достаточно. Тайм-менеджмент позволит больше успевать, продуктивнее учиться и не забыть про здоровье. Подобрали несколько универсальных методик.

Метод помидора (Pomodoro)

Вам нужно засечь на таймере 25 минут и в течение этого времени сосредоточенно учиться или работать, не отвлекаясь. После сделайте перерыв 5 минут. Повторите три раза цикл из 25-минутного труда и 5-минутного перерыва. Сделайте длинный получасовой отдых.

Интервалы можно задать любые: если долго концентрируетесь, то можно увеличивать время до 45-50 минут.

Техника двух минут

Вам нужно выполнить какую-нибудь задачу, которая не займет более двух минут — оставить номер телефона в заявке на обучение или ответить на вопросы анкеты для курса. Плюс техники в том, что вы разгружаете мозг: эти задачи больше не стоят в списке.

Методика поможет, когда трудно начать какую-то задачу. Нужно прочитать книгу или большую статью, но вы откладываете и откладываете. Скажите себе, что потратите только две минуты (допустимо подставить любой промежуток времени — три, пять или 10 минут). Вы не заметите, как погрузитесь в книгу или статью. 

Метод лягушки

В начале дня надо выполнить самое неприятное дело. Подсознательно мы откладываем задачи, но не перестаем тревожиться. Начните со сложного дела, а после занимайтесь более приятными. Заодно похвалите себя.

Используйте методику «Хронометраж» для понимания, на что уходит ваше время. Записывайте все действия, в том числе перерывы на перекусы, просмотр YouTube и скроллинг соцсетей. Спустя неделю наблюдений зафиксируйте выводы: возможно, получится выделить пару часов на обучение или продуктивные дела.

Использование разнообразных методов обучения

Метод обучения — это то, каким образом вы черпаете знания или практикуетесь. Способы учиться меняются. С появлением компьютера и интернета обычным делом стали образовательные блоги и видеолекции, а раньше люди получали знания в основном из книг.

Поиск наилучшего метода

Один метод подразумевает пассивную модель, когда вы слушаете лекцию, а в другом — вы активно взаимодействуете с лектором и присутствующей группой. Чем больше способов вы задействуете, тем эффективнее и быстрее усвоится информация. Одного чтения недостаточно.

Методы можно классифицировать по разным критериям. Рассмотрели распространенные:

  1. По форме организации:
     - групповые — тренинги, разборы реальных случаев из работы;
     - индивидуальные — самообразование, чтение полезной литературы.
  2. По характеру взаимодействия:
     - интерактивные — деловые игры, мозговые штурмы, обсуждения;
     - фронтальные — лекции, вебинары.
  3. По активности участников:
     - активные — дискуссии, семинары, игры;
     - пассивные — чтение книг, лекции, экскурсии.

Экспериментирование

Самый простой метод обучения — доклад или выступление, когда педагог или лектор объясняет тему в виде монолога, приводит доказательства, сравнения и примеры. Практика популярна в школах, высших учебных заведениях, в блогах на YouTube.

Классические варианты можно разбавлять современными способами обучения, сделать процесс получения новых знаний увлекательным:

  • Разбор кейса. Ученики разбирают ситуацию из реальной практики. Прием помогает включить мышление, проанализировать и принять решение, как поступили бы вы. Разборы кейсов часто встречаются в бизнес-образовании. 
  • Проектный метод. Студенты разрабатывают проект, а педагог консультирует. Прием повышает самостоятельность, учит работать в коллективе. 
  • Деловые игры. Для учеников моделируют ситуации, и им нужно применить знания на практике, подготовиться к рабочим проектам.

Запись и визуализация информации

Новую информацию лучше фиксировать. Одновременно вы ее анализируете, выделяете главное, понимаете взаимосвязи.

Суть не в том, чтобы записывать, а потом перечитывать. Заметки помогают направить внимание: в голове остается информация, даже если вы больше не откроете конспекты.

Есть термин «практика извлечения»: когда вы пытаетесь вспомнить материал, с подсказками или без, и он остается в памяти надолго.

Заметки и схемы

Заметки можно оставлять во время лекций, чтобы зафиксировать важные мысли, тезисы, вопросы. Схемы обычно рисуют после изучения темы.

Приведем несколько популярных методик конспектирования:

1. Интеллект-карты (майнд-карты).
Помогают схематично представить информацию. Обычно в центре ключевая тема или объект, а по сторонам — составные части.

rtek24.ru

2. Метод течения или потока. 
Суть метода в том, что вы записываете собственные мысли по ходу лекции, а не повторяете слова преподавателя. Прием заставляет думать во время прослушивания. Но не сработает, когда важна точность пройденного материала и интерпретировать его по-другому не получится, допустим, при изучении медицинской темы.

3. Метод Корнелла. 
Разделите лист на две части. Правая колонка побольше — добавляйте пояснения, заметки. В левой колонке пропишите основные тезисы. В нижнем поле фиксируйте выводы — идеально вернуться к ним спустя сутки.

flectone.ru

4. Метод предложений.
Прием тоже помогает думать во время слушания, выделять главное и не растекаться мыслями. Вам нужно фиксировать тезис на одной строке, и ему присваивать порядковый номер. Чтобы еще проще воспринимать материал, обозначьте слова разными цветами.

Использование технологий

Конспектирование от руки — это классика. Причем информация запоминается лучше, чем когда вы ее печатаете. 

Но можно попробовать современные способы. Заметки обычно делают в электронном формате, когда используют приложения, личные кабинеты на образовательном портале или электронные документы.

Перечислим сторонние инструменты для визуализации данных:

  • MindMup — сервис для создания интеллект-карт. Зарегистрироваться получится через аккаунт Google. Интерфейс несложный, но на английском языке. Работать в MindMup можно бесплатно, карты сохраняются на Google-диск. Но создавать неограниченное количество схем получится лишь в платном тарифе.
  • Miro — интерактивная доска, на которую можно наносить заметки, графики, диаграммы. Можно подключать коллег, других учеников и вместе добавлять информацию из конспектов. Доступно много шаблонов, а работать получится с с любого устройства: внесли заметку с телефона, а вечером открыли ноутбук, и добавили новые мысли.
  • Notion — сервис для создания заметок, таблиц, документов. Информацию можно разбить на блоки, а их перемещать как угодно — в одном месте получится собрать базу знаний по определенной теме. Можно добавлять ссылки на материалы по предмету, использовать Notion как ежедневник. 
  • Evernote — не самый простой онлайн-блокнот, но возможностей достаточно. В нем можно сохранять фото, веб-страницы, аудиозаписи, делать таблицы и заметки. Получится шифровать информацию, использовать метки. Evernote доступен для разных платформ.

Практика и повторение

Мы забываем почти половину информации через час после лекции. Не зря говорят, повторение — мать учения.

Регулярная практика. 

Это лучший способ заучивать теорию. Если пока нет возможности применить знания в реальности, можно через практические способы и моделирование ситуаций запомнить информацию.

  • Имитируйте экзамен. 

Подготовьте вопросы, напишите их на листе и вытаскивайте как билеты на экзаменах. Вы поймете, какую информацию стоит повторить. На курсах или в учебных заведениях педагоги еще готовят тесты.

  • Используйте метод «Дворец памяти».

Помните чертоги разума Шерлока? Техника действительно существует. Ее суть в том, что определенную информацию надо связать с объектом, комнатой, помещением. Чем иррациональнее, тем лучше — мозг проще запоминает необычные вещи. 

Например, нам нужно выучить последовательность правления советских руководителей. Можно составить маршрут по комнате, где штаны ассоциировать с Хрущевым, а зеркало — с Брежневым.

Джон Дженкинс и Карл Далленбах на основе эксперимента сделали вывод, что те участники, кто засыпал после получения информации, запоминали ее лучше тех, кто бодрствовал. Попробуйте также поэкспериментировать: изучать материал утром, днём и на ночь, — и оценить, когда вы помните конспект лучше всего. 

Повторение

Выучить формулы, даты, иностранные слова сложнее. Помогут специальные методики запоминания информации.

  • Интервальное повторение.  

Материал необходимо повторять практически сразу, тогда меньше шансов учить заново.

Делайте через интервалы: сразу после чтения или прослушивания → через 20 минут после первого повторения → через 8 часов после второго → через сутки после третьего.

Промежутки условные. Можно их расширить, и повторять через несколько недель и месяцев.

  • Активное припоминание.

Метод основан на извлечении информации из памяти. Попробуйте создать карточки: на одной стороне укажите вопрос, на другой — ответ. Возьмите три коробки. Первая коробка предназначена для карточек, которые надо повторять ежедневно, вторая — раз в три дня, третья — раз в шесть дней.

Достаньте карточку из первой коробки. Отвечаете правильно — карточка уходит во второй ящик, неправильно — остается. Вы будете повторять материал в зависимости от того, насколько хорошо его запомнили.

Иногда вебинар назначают на неудобное время, а сохранять его не планируют. На помощь приходят специальные сервисы для записи экрана рабочего стола, чтобы записать видео и пересмотреть его в свободное время: 

  • Экранная Камера — программа для захвата экрана с возможностью редактировать видео. Ролик можно сохранить в удобном формате, например, чтобы просматривать лекции в телефоне или на планшете. Программа с простым интерфейсом на русском языке. 
  • Bandicam — программа для записи видео в высоком качестве. Инструмент редактирования есть, но больше подходит педагогам, например, чтобы выделить что-нибудь курсором. Лекции можно напрямую выгрузить на YouTube. В бесплатной версии получится записать не более 10 минут.
  • Free Cam — программа для скринкаста с возможностью обрезать видео, озвучить его, выложить в соцсети. Приложение бесплатно, сохраняет записи в формате WMV.

Сотрудничество и общение

Когда-то именно обмен опытом и знаниями помог человечеству выжить. Сейчас наша жизнь зависит не только от этого, но общение с профессионалами и наставниками делает обучение более эффективным.

Обмен опытом

Опытом обмениваются на семинарах, при наставничестве и кураторстве, на коллективных вебинарах и мозговых штурмах. Любой курс, обучение по работе или для личных целей будет включать общение с коллегами, наставниками и преподавателями. Мы черпаем информацию от компетентных людей.

Есть также непрямые методы обмена опытом, когда информацией может делиться одна сторона:

  • создание базы знаний и подборок с полезными ресурсами;
  • участие в узкотематических беседах;
  • чтение или, соответственно, написание статей.

Групповые проекты

Групповые проекты помогают повысить мотивацию, особенно у молодых студентов, глубоко проанализировать материал.

Плюсы:

  • общение, обмен идеями, взаимодействие;
  • умение отстаивать свою позицию, объяснение с помощью доказательств и примеров;
  • применение теоретических знаний на практике;
  • выявление лидеров, которые ведут группу, координируют ее. 

Например, в медицинской области можно придумать проект по изучению заболевания. Разделить участников на врачей, исследователей, пациентов.

Pinterest

Оценка и коррекция

Обучение проблематично оценить по показателям. Но можно получить представление, есть ли результаты и что нужно изменить, если их нет.

Оценка прогресса

Через оценку прогресса вы получите необъективные данные, но поймете, много ли материала усвоили, какие навыки сформировали.

Приведем основные методики:

  • Тестирование. Его используют на курсах, платных обучениях. Самый простой способ оценить, что вы уже знаете, и какие проблемы надо восполнить.
  • Обратная связь от наставника. Ментор — более опытный человек, и знает, какой прогресс можно ожидать на определенных этапах обучения.
  • Результаты основной деятельности. Обучение было эффективным, если показатели в работе изменились. Можно оценивать по метрикам: количеству продаж, среднему чеку, скорости работы, темпам роста выручки.

Например, вы прошли курс, чтобы лучше продавать, быстрее налаживать коммуникацию с людьми. Если заметили, что стали увереннее в общении, а количество сделок выросло, значит, результат есть.

Коррекция плана

Поможет составление списка ожиданий и реальности. Нужно сопоставить выполненные задачи с намеченными. Например, вы планировали изучать по 20 новых слов на французском, но за месяц так и не сдвинулись с мертвой точки. Пора пересмотреть задачу: изменить количество слов или учить их раз в 2-3 дня.

При оценке прогресса можно ориентироваться на внутренние ощущения. Допустим, вам необходимо выучить язык для командировки. В качестве теста возьмите ситуацию из реальной жизни — заехать в отель, заказать такси или обед в кафе, и всё на французском языке. Если вы не можете вспомнить подходящие слова, составить правильно предложения, значит, нужно пересмотреть план: сдвинуть сроки, сделать акцент на ситуативных фразах.

Заключение

Чтобы обучение было продуктивным, а информация запомнилась надолго, советуем применить несколько хитростей:

  • поставить цель и разбить ее на задачи;
  • управлять временем с помощью техник — это поможет быстрее концентрироваться и не распыляться на другие дела;
  • конспектировать и визуализировать информацию;
  • повторять материал;
  • оценивать свой прогресс.

Попробуйте разные советы из нашей статьи. Постепенно вы найдете подходящие для себя способы запоминать больше и эффективнее. Обучение станет в удовольствие, а не в тягость.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Высшая школа экономики
Студенты 400 вузов могут попробовать себя в качестве технологического предпринимателя в 2024 году. А что касается платного обучения в вузах, то самая ..
О технологическом предпринимательстве среди студентов и стоимости обучения в вузах в 2024 году
17 июл. 2024 г.
0
95
Премьер-министр Михаил Мишустин провёл стратсессию по подготовке нацпроекта "Молодёжи и дети"
Как сообщает пресс-служба Правительства РФ, премьер-министр Михаил Мишустин в минувший понедельник в ходе стратегической сессии рассказал о новом наци..
О новом национальном проекте «Молодёжь и дети»
16 июл. 2024 г.
0
338
Абитуриенты
В РФ в разгаре приёмная кампания: абитуриенты могут поступать на программы бакалавриата, при этом в шести университетах реализуется пилотный проект по..
На какие льготы при поступлении в вуз могут рассчитывать абитуриенты в 2024 году
15 июл. 2024 г.
0
474
Оставить свой комментарий

Ваш город: